VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Права и обязанности несовершеннолетних граждан

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003930
Тема: Права и обязанности несовершеннолетних граждан
Содержание
     
     



СОДЕРЖАНИЕ 
     
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ	4
ВВЕДЕНИЕ	5
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАНАХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ	9
1.1. Историко-правовой анализ отечественного законодательства о несовершеннолетних гражданах	9
1.2.Понятие конституционно-правового статуса личности в РФ. Права-гарантии несовершеннолетних граждан в законодательстве РФ	14
1.3. Сравнительно-правовой анализ положения несовершеннолетних граждан в РФ и зарубежных странах	35
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ГРАЖДАНИНА В СЕМЕЙНЫХ И ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ	42
2.1. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних граждан	42
2.2. Эмансипация несовершеннолетних по законодательству РФ	46
2.3. Права и обязанности несовершеннолетних граждан	49
ГЛАВА 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ	63
3.1. Проблемы реализации  основных прав несовершеннолетних	63
3.2 Спорные аспекты судебной практики рассмотрения споров с участием несовершеннолетних граждан	72
3.3. Деятельность органов опеки и попечительства в осуществлении и защите прав несовершеннолетних	87
3.4. Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних	98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	104
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ	107
     
     
     
     СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 
     
     ГК РФ  ? Гражданский кодекс Российской Федерации;
     ГПК РФ ?  Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;
     СЗ РФ ? Собрание законодательства Российской Федерации; 
     УК РФ ? Уголовный кодекс Российской Федерации;
     

     ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность темы исследования. Правовой статус личности является одной из центральных категорий обшей теории права и отраслевых юридических дисциплин, и внимание правоведов к нему вполне понятно, поскольку он предстает в трех равно проблемных и притягательных для научного исследования «измерениях»: является сердцевиной нормативного выражения основных принципов соотношения публичных и частных интересов, мерилом социальной свободы, а также одновременно источником и производной социальной активности человека.
     Как явление социальной действительности правовой статус личности сложен и неоднороден. Его содержание динамично и определяется состоянием реальных общественных отношений, отражая как достоинства, так и недостатки действующей политико-юридической системы, принципов государственной организации социума в условиях той или иной исторической эпохи. Это «социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни»', изучение которых не может не представлять научного интереса на любом из этапов развития общества и государства.
     Особенно актуально в условиях российской действительности исследование полноты и эффективности реализации социальных возможностей, предоставленных несовершеннолетнему субъекту праву. Причин тому несколько.
     Во-первых, ратификация Россией в 1990 г. Конвенции о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 г. на 44-й сессии Генеральной ассамблеи ООН н закрепившей за несовершеннолетним статус самостоятельного участника правоотношений. Следствием присоединения к Конвенции стало активное обновление российского законодательства, регулирующего отношения в сфере детства, что порождает необходимость оценки содержания этого законодательства, в том числе на предмет соответствия международным стандартам правового положения лиц, не достигших совершеннолетия.
     
     Во-вторых, получившее характер национальной катастрофы социальное неблагополучие российских детей. Несмотря на предпринимаемые государством меры по повышению благосостояния населения, уровень жизни значительного количества семей с детьми остается невысоким, что отрицательно сказывается на здоровье, воспитании и образовании несовершеннолетних. Сохраняются такие острые социальные проблемы, как детская безнадзорность и беспризорность, социальное сиротство, ранняя алкоголизация и наркотизация подростков, насилие в отношении детей, рост преступности несовершеннолетних.
     В силу указанных обстоятельств, а также ряда теоретических пробелов в вопросах правового положения лица, не достигшего совершеннолетия, тема диссертационного исследования представляется заслуживающей отдельного рассмотрения и подробного комплексного анализа с предложением возможных направлений оптимизации правового статуса несовершеннолетнего в условиях российской действительности.
     Степень научной разработанности проблемы. Категория правового статуса сравнительно новая в российской науке. Ранее, до 60-х годов двадцатого столетня, она, как правило, отождествлялась с правоспособностью и не изучалась в качестве самостоятельной. Лишь в 70-80-е годы правовой статус получил довольно широкую разработку и стал рассматриваться как отдельная проблема и одно из ключевых понятий правовой науки. Фундаментальный вклад в развитие учения о правовом статусе внесли А.Г. Бережнов, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, В.А. Кучинский, А.И. Лепеш-кин, Е.А. Лукашева, Г.В. Мальцев, VI.И. Матузов, В.А. Патюлин, Б.В. Пха-ладзе, И.Е. Фарбер, В.М. Чхиквадзе, Б.С. Эбзеев.
     Исследование правового статуса несовершеннолетнего как самостоятельного участника правоотношений в Российской Федерации имеет тем более непродолжительную историю, отсчет которой ведется с ратификации Конвенции о правах ребенка. Теория специального правового статуса несовершеннолетнего вполне естественно основывается на общетеоретическом и отраслевых учениях о правовом положении человека, а также отраслевых правовых исследованиях проблем в сфере детства и результатах, полученных иными, внеправовыми, науками, в частности педагогикой, социологией, психологией, медициной.
     Так, возрастные особенности ребенка, специфика его положения в обществе, характеристика отраслевых статусов несовершеннолетнего освещены в работах Ю.Ф. Беспалова, В. Гавердовской, И. Рязанова, О.Х. Галимова, Н.И. Гуковской, О.В. Демидовой, A.A. Закатова, К.Е. Игошева, О.Ю. Ильиной, Р.П. Мананковой, A.M. Нечаевой, Л.Ф. Обуховой, Н.В. Перепелкиной, Ю.Е. Пудовочкина, Ю.А. Черемухиной и др.
     Целью настоящего исследования является комплексное теоретическое исследование правового статуса несовершеннолетнего в российском законодательстве, его природы, видов, проблем и перспектив развития.
     Чтобы достичь поставленной цели, нам необходимо решить такие важные для нас задачи:
     1) Дать историко-правовой анализ отечественного законодательства о несовершеннолетних гражданах; 
     2) Изучить понятие конституционно-правового статуса личности в РФ, а также  права-гарантии несовершеннолетних граждан в законодательстве РФ;
     3) Дать сравнительно-правовой анализ положения несовершеннолетних граждан в РФ и зарубежных странах;
     4) Изучить правоспособность и дееспособность несовершеннолетних граждан;
     5) Рассмотреть понятие эмансипации несовершеннолетних по законодательству РФ;
     6) Рассмотреть права и обязанности несовершеннолетних граждан;
     7) Исследовать проблемы реализации  основных прав несовершеннолетних;
     8) Изучить спорные аспекты судебной практики рассмотрения споров с участием несовершеннолетних граждан;
     9) Изучить гражданско-правовую ответственность несовершеннолетних.
     Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования, реализации, охраны и оптимизации правового статуса несовершеннолетнего в Российской Федерации, а также нормы международных и российских правовых актов, регулирующих эти отношения.
     Предмет исследования составляют проблемы всестороннего изучения понятия, особенностей, структуры, содержания и возможных направлений улучшения правового положения лица, не достигшего совершеннолетия, в Российской Федерации.
     При написании работы были использованы  следующие методы исследования: диалектический, позволяющий рассматривать общественные явления и процессы в постоянном развитии и взаимосвязи, совокупность общенаучных и частноправовых методов познания: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический и иные методы научного познания. 
     В качестве нормативной базы исследования были исследованы международно-правовые акты, а также  Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ,  федеральные законы и нормативно-правовые акты, а также судебная практика.
     Все исследованные нами материалы помогли нам более точно изучить  поставленные перед нами задачи в начале нашего исследования. Положения и выводы, содержащиеся в исследовании, основаны на нормах конституционного, гражданского, семейного и других отраслей законодательства.
     Структура исследования определена с учётом его цели, задач, соответствует логике и результатам проведённого исследования. Работа состоит из введения, трех  глав, включающих десять  параграфов, заключения, списка источников литературы.
     

     
     
     

     
     
     
     ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАНАХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
     1.1. Историко-правовой анализ отечественного законодательства о несовершеннолетних гражданах 
     
     На протяжении всей истории человечества статус несовершеннолетних определялся отношением общества к детям, той социальной ролью, которую взрослые отводили в нем ребенку.
     В Древнем Риме домовладыка имел право жизни и смерти в отношении своих детей, мог продавать их в рабство. Впоследствии эта власть смягчилась и представляла собой право отца применять домашние меры наказания детей, обязанность детей проявлять уважение к родителям и тому подобное. Однако, как и раньше, детоубийство не считалось преступлением. Девочки ценились меньше, чем мальчики, и могли быть с легкостью убиты.
     В IV—XVII веках родители постепенно начинают проявлять к детям внимание и заботу. Теперь к праву отца распоряжаться жизнью и судьбой ребенка добавляется обязанность родителей заботиться о нем. Однако из этой обязанности вытекало, что в отношении непослушных детей родители могли использовать жесткие меры наказания, от которых защита не предусматривалась. Чаще всего забота о воспитании детей в это время была больше представлена среди аристократии и дворянства1.
     Первые признаки проявления небезразличия к детству обозначились в XV—XVI веках, когда начали появляться надгробные барельефы и портреты умерших детей. Жизнь детей начала цениться больше, смерть представала как действительно невосполнимая утрата, но несмотря на это, их эксплуатация была все еще очень популярной. Как бы то ни было, именно в это время начал приобретать реальные очертания правовой статус несовершеннолетнего.
     В XVIII веке любовь к детям постепенно становится нормативной установкой общества. Это происходит благодаря просветительским идеям Ж.-Ж. Руссо. Методы воздействия на детей становятся более мягкими, состоят в большей степени из убеждения словом, а не из физического воздействия. В домах просвещенной и зажиточной «верхушки» общества стараются воспитывать детей без участия кормилиц и нянек, к детям приглашаются воспитатели и домашние учителя.
     Однако среди крестьянства все еще господствовало утилитарное отношение к детям, образование для крестьянских семей оставалось чуждым.
     В XIX веке ставится цель на социализацию ребенка, а не его завоевание и подчинение, воспитание общественно полезной личности. Теперь ребенок — активный субъект воспитания, права детей на защиту признаются государством, появляется такое понятие как «охрана детей»
     В 1875 году в Нью-Йорке было основано общество защиты детей от жестокого обращения. Позднее похожие общества были созданы в Англии, Франции, Пруссии.
     В 1889 году во Франции издается закон Русселя «О малолетних, беспомощных, заброшенных и терпящих дурное обращение», в соответствии с которым родители, плохо обращающиеся или не заботящиеся о своих, могли быть лишены родительских прав. Таким образом, права детей на защиту от насилия были официально признаны2.
     В Российской империи судебная реформа 1864 г. способствовала законодательному закреплению гарантий прав несовершеннолетних, создавалась система по профилактике детской безнадзорности. Устав 1864 года смягчил некоторые наказания, применяемые к несовершеннолетним. Теперь вместо заключения в тюрьму дети направлялись в воспитательно-исправительные учреждения. Нормы, устанавливающие ответственность родителей и лиц, их заменяющих, были закреплены в Уголовном Уложении 22 марта 1903 года. Наряду с нормами об ответственности родителей за детей, в документе были определены нормы об уголовной ответственности несовершеннолетних и порядок применения к ним воспитательных мер.
     После коренных преобразований в общественно-политической жизни страны, в принципиально новых условиях приоритетной считалась общественная система воспитания. В социалистическом государстве ребенок являлся субъектом коллективистского воспитательного воздействия со стороны школы, интерната, детской коммуны и т. п. В это время семья, права родителей и их влияние на воспитание детей теряли свои позиции, как главных рычагов социализации. Теперь они должны были только помогать государству в воспитании социально одобряемого типа молодого коммуниста.
     XX век характеризуется возможностью того, что ребенок знает свои интересы и потребности лучше, чем родитель. Оба родителя одинаково участвуют в воспитании ребенка, физическое воздействие заменяется активным слушанием, правовой статус несовершеннолетнего больше не поглощается статусом родителей, а является самостоятельной величиной, которая сама в некоторой степени формирует правовой статус родителей. Этому способствовали нормы международного права и гуманизация в развитии законодательства, связанного с правовым статусом ребенка3.
     До образования Организации Объединенных Наций (1945 г.) документы, касающиеся детей, рассматривали вопросы больше не об обеспечении прав ребенка, а о предупреждении детского рабства, эксплуатации детского труда, торговли детьми и проституцией несовершеннолетних. Именно этими проблемами занимался Комитет детского благополучия, созданный Лигой Наций в 1919 году, им же был посвящен первый универсальный международный правовой акт о защите детства — Женевская декларация прав ребенка, принятая Лигой Наций в 1924 году.
     Начиная с 1945 года, сразу после своего создания, ООН рассматривает права детей и их благосостояние в качестве основного направления деятельности. 11 декабря 1946 года Генеральной Ассамблеей ООН учреждается Детский фонд — ЮНИСЕФ, целью которого по сей день является международная помощь детям. 10 декабря 1948 году ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, в которой также присутствуют вопросы о правах и интересах детей, об обеспечении их особой защитой и помощью как до, так и после рождения.
     В 1959 году ООН принимает первый стандарт, посвященный исключительно детям, — Декларацию прав ребенка. 10 принципов Декларации гласят: «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Декларация стала первым шагом на пути перехода от социальной помощи и защиты детей к защите прав детей4.
     Отсутствие эффективных механизмов защиты прав детей привело к принятию нового документа, в котором уже не просто декларировались права детей, но и фиксировались меры защиты этих прав как юридические нормы, принятые международным сообществом.
     20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка5 была единогласно принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. По инициативе ЮНИСЕФ и шести государств (Египта, Канады, Мали, Мексики, Пакистана и Швеции) в 1990 году в Нью-Йорке была проведена Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей, целью которой было в том числе призвать все государства к ратификации Конвенции. Таким образом, к концу 1990 года Конвенцию ратифицировали 58 государств, а к началу 1996 году — уже 185. Это стало исключительным событием в нормотворческой деятельности, связанной с правами человека.
     Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие все моменты, связанные с жизнедеятельностью и ролью ребенка в обществе. Конвенция не только расширяет, но и уточняет положения Декларации прав ребенка, делает их обязательными для выполнения государствами, принявшими ее. Основная мысль Конвенции — наилучшее обеспечение интересов ребенка. Все ее положения сводятся к четырем основным требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Конвенция утверждает ряд существенных социальных и правовых принципов, главным из которых является признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Теперь ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект, который может пользоваться всеми правами человека.
     С признанием ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция включает общие нормы и учитывает гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права. В то же время она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других прав. Конвенция утверждает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Конвенция предполагает, что свобода, необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует хороших условий6.
     Конвенция о правах ребенка имеет одинаковое значение для всех народов во всех регионах мира. Конвенция обязывает все государства, ратифицировавшие ее, пересмотреть национальные законодательства и привести их в соответствие с Конвенцией, устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля за соблюдением прав детей — Комитет ООН по правам ребенка — и наделяет его высокими полномочиями. В состав Комитета входят 10 экспертов, делегированных государствами-участниками на 4-летний срок.Каждые 5 лет страны-участницы Конвенции должны предоставлять в Комитет ООН доклады об осуществлении Конвенции. СССР ратифицировал Конвенцию в 1990 году. Российская Федерация также является страной-участницей Конвенции о правах ребенка. Права детей и меры по их защите зафиксированы в Конституции Российской Федеральных законах: «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ, «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ, «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ, «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ, «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ и др.
     Таким образом, проведя исследование, мы можем отметить, что особенность исторического развития положения детей в России зависела от процесса изменения отношения общества к социальному и правовому статусу детей, то есть той роли, которая отводилась детям. Основополагающим началом признания статуса детей в обществе и государстве явилась оценка значимости ребенка в обществе, что предопределяло отношение родителей к воспитанию своего ребенка.
     
     1.2.Понятие конституционно-правового статуса личности в РФ. Права-гарантии несовершеннолетних граждан в законодательстве РФ
     
    Правовой статус личности определяется Конституцией Российской Федерации, которая закрепила комплекс прав и свобод личности, что в целом соответствует Международному пакту об экономических, социальных правах7.
    Конституционный статус личности - это система закреплённых в нормативно-правовых актах и гарантированных государством прав, свобод, обязанностей, ответственности, в соответствии с которыми индивид как субъект права координирует своё поведение в обществе.
    Д. В. Жданов  считает, что термины «лицо», «человек», «гражданин», принимаются конституцией и законодательством. В социальном плане они означают членов общества. В политическом плане в соответствии с конституцией, личность выступает в качестве гражданина, лица без гражданства, иностранного гражданина, беженца или вынужденного переселенца8.
    Под правовым положением личности понимается юридический статус гражданина. Конституционный статус личности лица без гражданства, иностранного гражданина - самостоятельные категории, однако, несмотря на то, что они формируют на основе правового положения гражданина определенного государства, целесообразно говорить о правовом положении личности в целом.  
    Правовой статус человека и гражданина, как в целом, так и отдельно, обусловливается особенностями социального статуса, существующего в данный период развития общества и государства. 	
    Социальный статус человека зависят от сущности того социального уклада, в условиях которого он складывается и функционирует. 
    Правовой статус личности отражает юридическое закрепление достигнутого обществом объема свободы личности. Он базируется на современном учении о свободе, в основе которого лежат следующие идеи:
    1. Все люди свободны от рождения, и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав является главной обязанностью государства;
    2. Свобода личности заключается в возможности делать все, что не наносит вреда другому лицу;
    3. Границы свободы могут определяться законом, который соответствует праву, а право является мерой свободы;
    4. Ограничение прав возможно исключительно с целью содействия достижения общего благосостояния в демократическом обществе9.
    Лицо превращается в субъект права не автоматически. Оно признается таковым законами государства и в первую очередь ее конституцией. Для успешного реформирования общества и государства в демократическом направлении необходимо, чтобы конституционный статус личности был  юридически четким, впитывал в себя все достижения в области прав человека10.
    В трактовке правового статуса личности среди ученых нет единства. Нередко в его структуру вводятся, кроме прав, свобод, обязанностей, еще и гражданство, законные интересы, гарантии. 
    Указанные категории являются либо предпосылками правового статуса, либо его условиями, сопутствуют его, но не составляют его структуру. 
    Известно, что интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит правовой защите со стороны государства.   
    Гражданство как определенное политико-юридическое состояние является предпосылкой обретения индивидом правового статуса гражданина конкретного государства в полном объеме. Оно определяет формирование правового положения личности и особенностей конституционных основ его статуса.
    Классификация прав, свобод и обязанностей человека и гражданина имеет как познавательное, так и практическое значение и может проводиться в зависимости от различных критериев. 
    В Конституции Российской Федерации, так же как в конституционном законодательстве многих других стран, применяются термины «право человека», «свобода человека»11.
    Прежде всего, следует подчеркнуть, что между «правами» и «свободами» как юридическими категориями нет резких различий, поскольку и права, и свободы очерчивают определённые правовые возможности человека в различных областях ее жизнедеятельности, которые гарантируются государством. Однако между ними можно установить разницу на основе степени определённости возможного поведения и механизма государственного гарантирования. 
    Термин «право» применяется тогда, когда речь идёт о конкретные возможности поведения (право на труд, на отдых, на образование, на социальную защиту и тому подобное). Когда же нужно подчеркнуть больший простор выбора варианта поведения именно на собственное усмотрение и под собственную ответственность, используется термин «свобода».
    Поэтому не случайно Конституция Российской Федерации определяет правовые возможности человека за «свободу» тогда, когда речь идет о реализации творческих способностей, зависящих прежде всего от потенциала и черт личности.  
    Но, с другой стороны, гарантирование свободы в отличие от обеспечения права не предусматривает какого-либо определенного государственного механизма. Основной гарантией свободы является невмешательство в сферу ее реализации со стороны государства и других субъектов. Такое положение, например, сформулированы в Конституции Российской Федерации: «Никто не может подвергаться вмешательству в его личную и семейную жизнь, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия...»12.
    Другие юридические возможности человека и гражданина определяются в Конституции через «право» - возможность конкретного поведения, что гарантируется определёнными юридическими средствами и формами, в том числе - через «право на свободу» (право на свободу, на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений и тому подобное). В последнем случае свободу следует понимать как социологическую категорию, а право - как категорию юриспруденции.
    В зависимости от принадлежности к гражданству страны следует различать права и свободы человека и права и свободы гражданина 13.
    Такой подход к пониманию сущности правовых достижений человека и гражданина в обществе соответствует провозглашённому Конституцией Российской Федерации курса на признание человека высшей социальной ценностью, поскольку правомочными признаются не только граждане Российской Федерации, но и другие категории лиц, находящихся на ее территории иностранные граждане и лица без гражданства. 
    Так, согласно Конституции Российской Федерации иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Российской Федерации на законных основаниях, пользуются теми самыми правами и свободами, а также несут такие же обязанности, как и граждане Российской Федерации, - за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Российской Федерации.   
    Поэтому при формулировании статей, касающихся прав и свобод человека, Конституция использует термин «каждый», «все», «никто», «лицо», «те, кто». 
    Таким образом, определяются права и свободы человека как автономного индивида, реализация которых обусловлена, прежде всего, частным интересом и осуществляется с помощью институтов гражданского общества. К таким правам и свободам относятся право на жизнь, на свободу, личную неприкосновенность, на свободное развитие своей личности, на свободу мысли, свободу мировоззрения и вероисповедания и тому подобное.
    Вместе с тем часть прав и свобод рассматривается Конституцией Российской Федерации как юридические возможности только граждан Российской Федерации, правовой статус которых обусловлен наличием постоянной политико-правовой связи между лицом и русским государством - гражданством. Поэтому эти права и свободы гражданина охватывают сферу взаимоотношений индивида и государства, и прежде всего - публичных интересов14.
    Это, в частности, права и обязанности, которые касаются участия в управлении государством: право на гражданство и смену гражданства, на свободу объединения в политические партии, на участие в референдумах, право собираться мирно, без оружия, равного доступа к государственной службе и тому подобное. Кроме того, исключительно достоянием граждан Конституция Российской Федерации считает также некоторые политические права и свободы: право на участие в профессиональных союзах, на социальную защиту, на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества, на защиту интеллектуальной собственности.
     Права и свободы человека и гражданина в зависимости от направленности потребностей личности относительно сферы общественных отношений делятся на физические, личностные, политические, экономические, гуманитарные, права на социальную защиту.
    К физическим правам и свободам человека относят: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на достаточный жизненный уровень - свой и семьи.
    К категории личных прав и свобод включают право на свободное развитие своей личности, на уважение достоинства, на свободу мысли и слова, мировоззрения и вероисповедания, свободу передвижения и выбора места жительства.  
    Политическими правами и свободами человека и гражданина следует считать право на гражданство, на свободу объединений в политические партии, право собираться мирно без оружия и проводить митинги, походы и демонстрации, участвовать в управлении государственными делами, в референдумах, свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, равного доступа к государственной службе15.
    Рассматривают ещё экономические права,  в частности  право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, право на труд, на предпринимательскую деятельность, на заработную плату, на забастовку. Гуманитарные права и свободы человека - это право на образование, на пользование достижениями культуры и искусства, свобода творчества, авторские права. 
    К правам на социальную защиту Конституция Российской Федерации относит право на социальную защиту, что включает право на социальное обеспечение, пенсии и другие виды социальных выплат и помощи, право на жилье.
    Поскольку отношения между человеком, государством и обществом предусматривают наличие как прав и свобод человека и гражданина, так и их определенных обязанностей, то в зависимости от потребностей других людей, государства и общества, согласно отдельных сфер общественных отношений, обязанности человека и гражданина распределяются так же, как и права и свободы человека на: физические (удерживать и защищать своих несовершеннолетних детей);	 личностные (уважать честь и достоинство, взгляды и мнения других людей); политические (прибегать только к мирным средствам политической борьбы); экономические (отдавать часть прибыли на общие социальные нужды); гуманитарные (уважать памятники истории и культуры)16.
    Кроме того, важным является выделение в особую группу конституционных обязанностей человека и гражданина, к которым Конституция Российской Федерации относит: защиту Отечества, независимости и территориальной целостности Российской Федерации и почитание ее государственных символов; отбывания военной службы в соответствии с законом; не причинять вред природе, культурному наследию; возмещать причинённые убытки; платить налоги и сборы; представлять в налоговые инспекции по месту проживания декларации о своем имущественном состоянии и доходах за прошлый год; неуклонно придерживаться Конституции и законов Российской Федерации; не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей.
    Таким образом, правовой статус личности отражает юридическое закрепление достигнутого обществом объёма свободы личности.
     Рассмотрим основные принципы правового статуса личности.
    Основополагающим принципом правового статуса является принцип гуманизма правового статуса человека и гражданина.Этот принцип находит своё выражение в норме ст. 2 Конституции РФ, устанавливающей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства17.
    Особое значение этой нормы подчёркивается ее расположением в структуре Конституции РФ: она относится к главе 1 - "Основы конституционного строя" и расположена в ней на втором месте.
    Данный принцип определяет как деятельность государства, так и содержание нормативно-правовых актов, и содержание иных прав человека и гражданина. Так, например, выдвижение на первое место личности человека обусловливает помещение в Конституции РФ на первое место личных прав и свобод, придает иное значение принципу социального государства и т. д.
    Принцип гуманизма — один из важнейших ценностных характеристик цивилизованного общества, который признает благо человека, и право на свободу, счастье, выявление своих способностей критерием прогрессивности социальных институтов18.
    Принципы гуманизма свойственны всем цивилизованным правовым системам. Они раскрывают одну из важнейших ценностных характеристик права. Право закрепляет и реально гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека: право на жизнь, здоровье, личную свободу и безопасность, право на охрану своей чести и достоинства, защиту от любого несанкционированного вмешательства в сферу личной жизни и другие права. 
    Гуманизм правого статуса личности выражается  в том, что он гарантируют неприкосновенность личности, так: 
     * никто не может быть арестован или держаться под стражей иначе как по мотивированному решению суда и только на основаниях и в порядке, установленных законом;
     * никто не может быть подвергнут пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию;
     * каждый человек имеет право на защиту, на справедливое и открытое рассмотрение дела компетентным, независимым и беспристрастным судом; все лица, лишённые свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение их достоинства и тому подобное.
    В своих лучших образцах право концентрируется вокруг человека, его ценностей и интересов, обеспечивает их защиту, создаёт условия для реализации потенциала человека, хотя и не гарантирует результат этой реализации без ее собственных усилий.
    В целом гуманизация — одна из основных современных тенденций развития прав и свобод человека и гражданина. Эта тенденция связывается с признанием особыми значение идеи достоинства человека, которая легитимирует и определяет юридическое содержание таких стандартов, как свобода, равенство и справедливость, конституционные права человека.19
    Конституция устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются  действующими на постоянной основе, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. 
    Права и свободы обеспечиваются правосудием. В разделе втором Конституции — «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» предоставлен перечень таких прав, как запрещение пыток и насилия, жестокого обращения, охрана чести и достоинства  личности государством, право на свободу и личную неприкосновенность и др. 
    Также  РФ является социальным государством, что означает для неё обязанность создавать условия для достойной жизни и свободного развития человека.
    Таким образом, принцип гуманизма — это конституционный принцип, который нашёл выражение в Конституции РФ. 
    Он закреплён на международном уровне, в частности во Всеобщей декларации прав человека и Европейской конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод, и в других международно-правовых актах.20
    Принцип гуманизма задекларирован не только на уровне Конституции РФ. Он пронизывает всю правовую систему РФ и правовую систему любого цивилизованного государства мира. 
    Одной из отличительных черт Конституции РФ является ее гуманистическая направленность.  
    Проявляется это, в частности, в том, что: во-первых, наибольшая часть статей Основного Закона посвящена именно правам и свободам человека и гражд.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44